Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Голосование
Что вы предпринимаете, чтобы сохранить окружающую среду?
Всего 77 человек

Волонтерство - благое дело!!!

Дата: 14 мая 2018 в 12:10, Обновлено 30 января в 22:28

Волонтерский отряд «Щедрое сердце»

(презентация)

      В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.

Цель отряда:

Развитие подросткового добровольческого движения в нашей школе.

Задачи:

1. Обеспечение усвоения содержания равного обучения в области сохранения и укрепления здоровья, здорового образа жизни, гендерной культуры, безопасного и ответственного поведения;

2. Создание условий для освоения волонтерами современных методов и форм реализации подхода «равный обучает равного», подготовки и проведения обучающих занятий со сверстниками;

3. Формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей;

4. Обучение управлению своим эмоциональным состоянием и навыкам преодоления кризисных ситуаций;

5.Формирование позитивного мышления как фактора благополучия человека;

6. Повышение коммуникативной компетенции.

Наш кодекс:

  1. Уважать, продвигать и защищать права человека

 Уважение к правам человека – неотъемлемая часть любых программ, реализующих принцип РОР. Необходимо тщательно идентифицировать вопросы прав человека, которые касаются каждой программы, гарантировать соблюдение прав человека всеми участниками программы и всеми вовлеченными в нее сторонами. Следует определить приоритеты прав человека, которые наиболее тесно связаны с реализацией программы и соотнести их с конкретными условиями ее реализации.

  2. Обеспечить учет культурных особенностей

Тренеры, педагоги-консультанты и волонтеры-инструкторы принимают во внимание и уважают культурные особенности (язык, традиции и т. д.) потенциальных клиентов программы, в рамках которой реализуется принцип РОР, не допускают культурной дискриминации и обеспечивают равенство участия.

  3. Умножать разнообразие мнений

Реализуя программы по принципу РОР, необходимо демонстрировать стремление к разнообразию: обсуждать различия, обеспечивать многовариантность в риторике, схемах, приемах и формах обучения (передаче опыта).

  4. Продвигать гендерное равенство и справедливость

Программы, реализующие принцип РОР, ставят цель обеспечить гендерное равенство и равное участие, а также возможность учета гендерной специфики в ходе обучения. Гендерный компонент присутствует во всех направлениях программ: управление, комплектование персоналом, обучение, контроль, проводимые сверстниками мероприятия, возможность лидерства и роста.

  5. Гарантировать и охранять конфиденциальность

Тренеры программ гарантируют неразглашение личной информации и высказываний участников программы, умеют обеспечивать конфиденциальность. Такая практика закрепляется в ходе обучения волонтеров-инструкторов: разрабатывается система четко сформулированных предупреждений и санкций, жестко разграничиваются случаи полной конфиденциальности и ситуации, когда необходимо доводить сведения о критических событиях до педагогов-консультантов.

  6. Обеспечить формирование ценностей, а не навязывать их

Прилагаются усилия для того, чтобы связать индивидуальные ценности участников с ценностями самой программы. Однако личные приоритеты одного человека не должны навязываться другому. Самоопределение в ценностях волонтеров-инструкторов демонстрируется в качестве позитивного варианта смысложизненного самоопределения. В то же время предполагается, что работать необходимо с любым молодым человеком, если его ценности не посягают на основные права человека и этические нормы.

  7. Избегать неприятных ситуаций личного характера, делиться личными проблемами с психолого-педагогическим штатом программы

Педагоги-консультанты, тренеры, волонтеры-инструкторы, работающие в рамках принципа РОР, должны быть принципиальными в отношении самих себя и происходящего с ними, однако они не обязаны рассказывать о своем негативном опыте или проблемах в той или иной сфере, им не нужно раскрываться сверх этически приемлемой меры. Их жизненный опыт не подается как идеальный образец, однако они могут его анализировать, признавать ошибки, демонстрировать достижения, руководствуясь следующим: «моя цель не в том, чтобы рассказать вам о себе, я должен помочь вам думать самостоятельно».

  8. Опираться на самую последнюю, точную и беспристрастную информацию

Программы по реализации принципа РОР ставят задачу обеспечить достоверность используемой научно-методической, статистической, нормативно-правовой, медицинской, социальной, психолого-педагогической и иной информации. Поэтому необходимо избегать обращения к непроверенным и необъективным источникам, а также источникам, которые преследуют цели, несовместимые с целями равного обучения.

  9. Знать о личных недостатках и о том, как поведение влияет на сверстников

Работа в группе помогает осознать собственные проблемы и справиться с ними. Однако не стоит переоценивать свои полномочия и возможности в рамках программы, поскольку процесс достижения позитивных результатов при решении проблем, связанных с человеческими страданиями, постепенный и медленный. Группа может помочь только частично, все остальное зависит от человека и обстоятельств.

  10. Избегать злоупотребления своим положением в работе со сверстниками

Только воздерживаясь от использования своего положения в целях самоутверждения за счет низкой оценки жизненных достижений тех, с кем приходится работать, прислушиваясь к оценкам и наблюдениям группы относительно реализации собственных волонтерских полномочий, можно построить доверительные отношения и достичь желаемого эффекта.

     Часто приходится видеть скептическое выражение лица подростков, когда они узнают, что очередное мероприятие будет проведено «о вреде…». Практика показывает, что «скучные» с точки зрения подростков темы можно обсуждать не только интересно, но и эффективно.

     На базе ГУО «СШ №22 г. Бреста» проводится объединение по интересам  «ПОДГОТОВКА ВОЛОНТЕРОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПОДХОДА «РАВНЫЙ ОБУЧАЕТ РАВНОГО» В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ». Учащиеся 7-10-х классов с большим интересом  посещают данное объединение по пятницам с 17.00 до18.00 и по субботам с 11. 00 до14.00. Руководителем объединения по интересам является педагог- психолог Богатко Ольга Васильевна.

    Принцип «Равный обучает равного» следующий: молодые люди в возрасте13- 16 лет в течение специально организованного тренинга получают достоверную информацию по какой-либо проблеме (например, ВИЧ-инфекции и употребления ПАВ, привычки и зависимость, человек в мире людей и др.).

    Данный принцип довольно успешно применяется в молодежной среде, т.к. подростки склонны больше доверять информации, исходящей от равных себе по возрасту учащихся и являющихся носителями схожей субкультуры. Учитывая тот факт, что общение со сверстниками является ведущим видом деятельности подростков, становится понятно стремление подростков больше времени проводить именно со сверстниками.

   В программе объединения по интересам «ПОДГОТОВКА ВОЛОНТЕРОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПОДХОДА «РАВНЫЙ ОБУЧАЕТ  РАВНОГО» В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ»  используются интерактивные методы обучения, что позволяет каждому участнику активно высказывать свое мнение, обмениваться значимой информацией, формировать новые модели поведения.

Кроме того, данное объединение по интересам — хорошая форма организации досуга молодых людей.

Сущность равного обучения

   Равное обучение - процесс, при котором подготовленные и мотивированные волонтеры (подростки, юноши и девушки) помогают своим сверстникам, а также людям с близким образовательным уровнем, социальным статусом или тем, кто имеет общие интересы и потребности, приобретать новые знания, развивать умения и навыки, формировать ценностные ориентации, установки, направленные на здоровый образ жизни, сохранение репродуктивного здоровья, на нравственное отношение к себе и другим людям, на безопасное и ответственное поведение.

Сущность равного обучения раскрывается через основные понятия.

   Принцип «равный обучает равного» (РОР) - принцип, который обеспечивает передачу достоверной социально значимой информации через доверительное общение «на равных» подготовленных волонтеров-инструкторов со сверстниками, происходящее в форме обучающих занятий, тренингов, акций, бесед, консультаций и т.д.

   Сверстник -член определенной демографической группы, близкий другим членам группы по возрасту.

  Равный- это человек, принадлежащий к определенной социальной группе, условно объединяемой на основе возраста, уровня образования, социального статуса, вероисповедания, вида деятельности и т.д.

  Волонтеры-инструкторы- добровольцы из числа учащихся (14 - 17 лет), прошедшие специальную теоретическую и методическую подготовку по вопросам здорового образа жизни и культуры поведения на основе принципа «равный обучает равного», обучающие сверстников близкого образовательного уровня.

  Волонтеры-инструкторы передают знания, способствуют формированию поведенческих установок, умений и навыков в области здорового образа жизни, нравственности у равных по возрасту, образовательному уровню, социальному статусу молодых людей путем проведения мероприятий по принципу РОР.

   Педагог-консультант-педагог, прошедший специальную теоретическую и методическую подготовку, осуществляющий подготовку и сопровождение деятельности волонтеров-инструкторов со сверстниками по принципу «равный обучает равного» в области здорового образа жизни и культуры поведения.

    Предварительная подготовка и обучение педагога-консультанта проводится в учреждении дополнительного образования взрослых (Академия последипломного образования, региональный институт развития образования и др.) и / или в общественном объединении, имеющем право заниматься подобной деятельностью.

     Педагог-консультант обучает, координирует действия волонтеров-инструкторов, сопровождает их в процессе практической работы, осуществляет информационно-методическую и организационную поддержку.

  Теоретическую базу равного обучения составляют несколько основных теорий и подходов. Рассмотрим некоторые из них.

      Социально-когнитивная теория (А. Бандура) утверждает, что люди учатся непосредственно на личном опыте, а также опосредованно, подражая поведению других людей, которые выступают для них в виде ролевой модели, примера, образца для подражания. Такими образцами для подростков, юношей и девушек являются равные им по возрасту, образовательному уровню, социальному статусу и пользующиеся у них авторитетом молодые люди. Жизненные навыки подростков, юношей и девушек формируются в процессе практико-ориентированного обучения - как индивидуального, так и в группе сверстников. Эта теория, подтверждая тот факт, что равное обучение должно основываться на ценностях и потребностях подростков, юношей и девушек, быть практико-ориентированным, предполагает эффективность обучения сверстников волонтерами-инструкторами.

    Согласно «теории обоснованного действия», поведение человека обусловлено личностными субъективными установками, отношениями к тому или иному виду поведения и его последствиям, а также нормативными установками, принятыми в обществе и / или в социальном окружении человека. На подростков, юношей и девушек оказывают влияние субъективные оценки их поведения со стороны сверстников, а также нормы поведения, принятые в их социальном окружении. Равное обучение предоставляет участникам возможности для получения признания, одобрения со стороны сверстников. Личный пример, суждения волонтеров-инструкторов равного обучения могут послужить мотивацией для изменения поведения их сверстников.

     В основу теории распространения инноваций положен принцип изменения поведения личности под воздействием общества, его ценностей и норм. Влиятельные лидеры общества выступают проводниками поведенческих изменений, трансформируют традиционные модели и стереотипы поведения. В отношении равного обучения эта теория предполагает, что волонтеры-инструкторы равного обучения должны пользоваться авторитетом и вызывать доверие у своих сверстников. Желательно также, чтобы волонтеры-инструкторы обладали лидерскими способностями и умениями, что даст им возможность в процессе неформального общения оказывать положительное влияние и вызывать позитивные изменения в поведении конкретной группы сверстников.

     Теория обучения через участие предполагает, что участие личности в решении собственных проблем является необходимым условием изменения ее поведения. Равное обучение организуется таким образом, что его участники в процессе обсуждения личностных или групповых проблем сами принимают решения, находят способы преодоления трудностей.

    Модель ИМПР (информация, мотивация, поведенческие навыки и ресурсы) основана на комплексном подходе к поведению, влияющему на здоровье человека. Эта модель включает четыре основных фактора, определяющие поведение личности: информация («что»), мотивация («почему»), поведенческие навыки («как»), ресурсы («где»). Если программа равного обучения не будет основана на комплексном подходе, то в ней будут отсутствовать важнейшие компоненты изменения поведения. Все слагаемые модели должны учитываться в процессе разработки и реализации программ равного обучения, ориентированных на здоровый образ жизни.

    Модель «Убеждения, касающиеся здоровья» (Г. Хокбаум, С. Кегельс, И. Розенсток) исходит из следующего: чем сильнее желание человека избежать болезни или поправиться, чем больше его вера (убеждение) в то (том), что определенные действия и поведение помогут избежать, предупредить, вылечить заболевание, тем более вероятно, что человек будет действовать и поступать в соответствии со своей верой и убеждениями. Волонтер-инструктор равного обучения может сообщить своим сверстникам достоверную информацию в области здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и заболеваний, оказать им психологическую поддержку, а также помочь преодолеть заблуждения относительно их здоровья.

     Согласно социально-экологической модели пропаганды здоровья равное обучение является частью системы пропаганды здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья людей. Равное обучение может быть эффективным средством изменения мотивации, установок, поведения как на личностном уровне, так и на уровне межличностных отношений. Вместе с тем оно носит дополняющий характер и должно проводиться одновременно с другими мероприятиями, направленными на изменение факторов (социальных, культурных, экономических и т.д.), обусловливающих вредные привычки, рискованное и асоциальное поведение подростков, юношей и девушек.

     Таким образом, теоретические положения и подходы, положенные в основу равного обучения, подтверждают его широкие возможности в сфере обучения, формирования жизненных умений и навыков, изменения установок, ориентаций, поведения подростков, юношества. Равное обучение в значительной степени повышает эффективность существующих образовательных программ и методик в области здорового образа жизни, сохранения здоровья, формирования безопасного и ответственного поведения у подрастающего поколения.

     Равное обучение осуществляется в процессе специально организованных мероприятий или неформального общения подростков, юношества. Оно может проводиться в группах или индивидуально в различных условиях: в учреждениях образования, в других государственных учреждениях и организациях, работающих с детьми и молодежью, а также с детскими и молодежными объединениями.

     Основные преимущества реализуемых программ равного обучения заключаются в следующем:

Ø    социальная значимость программ равного обучения, участие в которых способствует формированию у подрастающего поколения мотивации, знаний, умений и навыков здорового образа жизни, содействует профилактике социально опасного поведения, вредных привычек, заболеваний;

Ø    равное обучение носит дополняющий характер и может осуществляться при освоении обучающимися воспитательных программ, реализуемых в учреждениях образования;

Ø    обучение по принципу РОР может выступать альтернативой традиционному подходу, когда педагог просто транслирует информацию, а учащиеся являются пассивными слушателями;

Ø    равное обучение ориентировано на ценности, интересы и потребности подростков, юношей и девушек;

Ø    научная обоснованность равного обучения доказывает, что подростки, юноши и девушки могут в рамках специальных занятий передать сверстникам необходимую достоверную информацию, соответствующую их потребностям и интересам;

Ø    в основу равного обучения положены концепции свободного выбора, ответственности, сотрудничества участников (равных по возрасту, образовательному уровню, социальному статусу и т.д.);

Ø    равное обучение создает условия для самостоятельной деятельности подростков и юношества, в том числе их самостоятельности в процессе принятия управленческих решений, организации деятельности, способствующей их самообразованию, саморазвитию, самореализации;

Ø    равное обучение обусловлено психологическими особенностями подросткового и юношеского возраста, а именно значимостью для подростков, юношей и девушек общения со сверстниками, которые хорошо знают и понимают их интересы, потребности, стремления и страхи;

Ø    равное обучение предполагает способность сверстников к взаимопониманию на основе общности ценностных ориентиров, установки жизненного опыта;

Ø    равное обучение предусматривает влияние авторитета и опыта сверстников на личностное развитие подростков, юношей и девушек, так как именно со сверстниками они обсуждают многие «горячие» вопросы, включая взаимоотношения полов и репродуктивное здоровье;

Ø    программы равного обучения отличаются практической ориентированностью;

Ø    участие в программах равного обучения предоставляет широкие возможности для развития лидерских, коммуникативных способностей, умений и навыков подростков, юношей и девушек;

Ø    программы, методы и формы равного обучения имеют экономическую значимость: не требуя больших материальных затрат, они приносят экономические выгоды (например, снижают расходы на здравоохранение).

I. Подростки, юноши и девушки участвуют во всех этапах разработки и реализации программ равного обучения. Это условие подразумевает, что они вовлекаются в работу по всем аспектам программы: это и целеполагание, и определение содержания, и планирование, и выбор средств, методов и форм, а также реализация, мониторинг и оценка эффективности. При этом подростки, юноши и девушки признаются в качестве равных и основных субъектов взаимодействия.

II. Педагог понимает и принимает ценности субкультуры подростков, юношества. Согласно этому принципу ценности подростковой, юношеской субкультуры, нравственная позиция педагога по отношению к участникам в процессе равного обучения рассматриваются как основные приоритеты. Педагог должен признавать интересы и потребности подростков, юношей и девушек (значимость общения со сверстниками, любви, романтики, игры, поиска смысла жизни и т.д.), проявлять уважение к правам большинства и меньшинства, а также мнению каждого участника.

III. Планирование и реализация программ равного обучения осуществляется с учетом гендерных особенностей подростков, юношей и девушек. Программа, методики и конкретные мероприятия равного обучения исходят из интересов всех участников и предоставляют юношам и девушкам равные возможности для участия, самореализации и взаимодействия с акцентом на понимание специфики гендерных взаимоотношений.

IV. Равное обучение обеспечивает отсутствие дискриминации по половому признаку. В процессе привлечения и подготовки волонтеров-инструкторов, а также их практической работы со сверстниками не допускается никакого ограничения в правах независимо от половой принадлежности.

V. Программа равного обучения разрабатывается с учетом возрастных особенностей подростков, юношества. Цели, содержание, средства, методы и формы равного обучения должны соответствовать возрастным особенностям, интересам и потребностям молодых людей.

VI. Любая деятельность в рамках программы равного обучения осуществляется в соответствии с нормами морального кодекса равного обучения. В процессе разработки и реализации программы и методик равного обучения необходимо учитывать определенные нравственные требования, убеждения, которые в совокупности и составляют моральный кодекс. К ним относятся:

- уважение, реализация и защита прав человека;

- учет социокультурных особенностей конкретного сообщества;

- толерантность и разнообразие мнений участников равного обучения независимо от социального статуса, возраста, вероисповедания и т.д.;

- гендерное равенство и справедливость;

- защита личной чести и достоинства, конфиденциальность;

- признание и защита ценностей, интересов и потребностей личности;

- профилактика личностных проблем и конфликтов межличностного взаимодействия;

- обеспечение своевременной, достоверной, точной и доступной информацией, которую волонтеры-инструкторы могут передать сверстникам;

- учет личностных проблем, недостатков, особенностей волонтеров-инструкторов, которые могут повлиять на сверстников;

- демократический стиль взаимодействия волонтеров-инструкторов со сверстниками (самостоятельное принятие решений, самоуправление, отсутствие давления, открытость и доступность информации и ресурсов, проведение дискуссий, дебатов, голосования, предложение компромисса и т.д.)

Интерактивные занятия с элементами тренинга проводятся в нашей школе по субботам. Ведущая данного интерактива по теме "Дружба" Бакушина Анастасия, учащаяся 11"А", победитель областного конкурса волонтеров. (фото)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.