Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Голосование
Что вы предпринимаете, чтобы сохранить окружающую среду?
Всего 77 человек

В помощь учащимся

Дата: 22 декабря 2017 в 17:34, Обновлено 19 сентября в 14:19
Автор: Муха Н. Б.

Методы саморегуляции в острой стрессовой ситуации

Памятка "Телефоны доверия экстренной психологической помощи в г. Бресте"

Рекомендации педагога-психолога

Рекомендации педагога социального


Рекомендации подросткам по общению с родителями

Для того чтобы сделать профессиональный выбор…


Памятка "Телефоны доверия экстренной психологической помощи в г. Бресте" 

1. Служба экстренной психологической помощи "Телефон доверия" в г. Бресте - 25-57-27, или 170(круглосуточно)

Регистратура УЗ"Брестский областной психоневрологический диспансер": т. 21-54-71 

2. Центр, дружественный подросткам "Вместе" (г. Брест, ул. Кижеватова, д.74), т. 57-40-88

Время работы: пн-пт., 8.00-18.00  

3. Психотерапевтический центр пограничных состояний

Амбулаторный прием: г. Брест, ул. Партизанский проспект, д.14, т. 95-84-58

Отделение дневного пребывания: г. Брест, ул. Советских пограничников, д.3, т. 52-74-48   

4. Анонимная помощь несовершеннолетним в УЗ "Брестский областной наркологический диспансер" (г. Брест, пер. Брестких Дивизий, д. 2), подростковый кабинет - 53-28-66                                      

Рекомендации подросткам по общению с родителями

  1. Проявляй участие к своим родителям. Они устают на работе, дома. Порадуй их чем-нибудь. Это помогает наладить контакт.
  2.  Постарайся объясняться с родителями человеческим языком – это даст лучший результат, нежели крики и хлопанье дверями.
  3. Попроси родителей рассказать о своей юности, о конфликтах с родителями. Это приведёт к более глубокому пониманию между вами.
  4. Помни, что иногда у родителей бывает плохое настроение. Постарайся не устраивать в это время дома шумных вечеринок.
  5. Если родители ведут себя с тобой, как с маленьким ребёнком, напомни вежливо им, что ты уже повзрослел и хотел бы вместе с ними решать проблемы, связанные с твоей жизнью.
  6. Дай понять родителям, что ты нуждаешься в их совете и помощи. Это поможет установить дома благоприятную обстановку.
  7. Разговаривай со своими родителями, сообщай им новости твоей жизни.
  8. Старайся не обманывать родителей. Тайное всё равно становится явным.
  9. Помни, что родители тоже могут совершать ошибки. Будь снисходителен.
  10.  Если произошла ссора и ты чувствуешь себя виноватым, найди в себе силы подойти первым. Уважение ты не потеряешь, поверь.
  11. Установи с родителями границы личной территории, но не раздражаясь, не требуя. Просто попроси об этом.
  12. Работа по дому служит отличной подготовкой к самостоятельной жизни. Отнесись к ней с пониманием.
  13. Возвращение домой к определённому времени – это способ оградить себя от неприятностей, то есть мера безопасности. Если задерживаешься, обязательно позвони, они же волнуются! Побереги их для себя.
  14.  О наказаниях. Родители могут прекратить поощрения, отлучить тебя от друзей. И всё это может произойти, как ты считаешь из-за пустяка. Родителей этот «пустяк» может вывести из себя. Подумай, может быть, родители видят опасность, которую ты либо не осознаёшь, либо приуменьшаешь.
  15.  Если ты зол на кого-либо из друзей, учителей, раздражён на грязь, слякоть, а также на двойку, поставленную «ни за что», не срывай зло на родителях. Это неблагоразумно и приводит к печальным последствиям.

Для того чтобы сделать профессиональный выбор…

1)      Вам нужно ориентироваться в различных профессиях.

2)      Вам необходимо верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

Классификация профессий.

Мир профессий огромен, их насчитывается около 40 тысяч, и ежегодно, по некоторым данным появляется около 500 новых.

Есть несколько классификаций профессий. Наиболее известная из них основывается на предмете труда, с которым имеет дело человек. По этому принципу профессии делятся на 5 групп:

  • человек – человек;
  • человек – знаковая система;
  • человек – природа;
  • человек – техника;
  • человек – художественный образ.

Типология личности Голланда.

Существуют различные подходы к проблеме профессиональной ориентации. Оказывается, весьма важно знать свой тип личности, чтобы правильно выбрать соответствующую профессиональную среду, где Вы будете успешны. Американский ученый Голланд считает, что можно выделить 6 типов личности. Каждый человек может достичь наибольших профессиональных успехов, удовлетворенности, если выберет определенный тип профессиональной среды, соответствующий его типу личности. Это следующие типы:

  1. Реалистичный. Соответствующая профессиональная среда характеризуется конкретными задачами, решение которых предполагает наличие умений, подвижность, настойчивость; социальные навыки нужны в минимальной степени – ограничены передачей и приемом информации;
  2. Интеллектуальный. Профессиональная среда предполагает наличие абстрактного мышления и творческих, математических или других способностей. Межличностные отношения не играют значительной роли;
  3. Социальный. Предполагается умение разбираться в поведении людей, обучать людей, необходима способность убеждать, красноречие, терпение.
  4. Офисный.. Четко структурированная деятельность, практическая и конкретная, необходима способность к обработке конкретной рутинной и цифровой информации (бухгалтер, машинистка и т.д.);
  1. Предприимчивый. Предполагается руководство другими людьми, ведение переговоров, красноречие, умение привлечь к себе внимание, большая подвижность;
  2. Артистичный. Эмоциональный, творческий, неконкретный тип. Предполагается наличие художественного вкуса, фантазии.

При выборе профессии необходимо:

  • знать как можно больше профессий;
  • определиться в своих интересах;
  • знать в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;
  • иметь основной и запасной варианты профвыбора (на случай, если не удастся осуществить задуманное);
  • иметь (желательно) опыт профессиональных проб: либо понаблюдать за рабочим днем представителя привлекательной профессии, либо даже самому попробовать поработать немного в этой области;
  • оценить свои возможности и способности, а также их соответствие тем требованиям, которые предъявляет профессия.

Ошибки при выборе профессий:

  • Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии. Престижность – вещь важная, однако, если Вы имеете способности в какой-то области (например, педагогика), то по-настоящему раскрыть их Вы сможете именно в этой деятельности. Конечно, хочется, чтобы ореол профессии распространялся на Вас и, попадая в компанию, Вы чувствовали бы себя выигрышно, вызвав интерес только одним названием своей профессии. Но подумайте, не означает ли это, что сами Вы расписываетесь в том, что ничего не стоите и придать Вам значимость может только «ярлык» модной профессии;
  • Выбор профессии за «компанию». Не секрет, что для многих ребят выбор будущей профессии ограничивается тем, что они поступают в ВУЗ или училище только потому, что туда поступает друг или несколько приятелей. Часто через некоторое время такого человека постигает разочарование – жизнь ведь прожить надо свою, а не чужую;
  • Увлечение только внешней стороной профессии. С профессией менеджера, например, у многих ребят связаны образы офиса, красивой мебели, оргтехники и компьютера. Об особенностях же будничного труда этих специалистов – частых разъездах, больших нервных нагрузках, ненормированном рабочем дне, переговорах с большим количеством разных людей – далеко не все задумываются;
  • Незнание и недооценка своих физических параметров. Ряд профессий предъявляют определенные требования к здоровью человека и неправильно выбранная профессия может только усугубить недостатки здоровья;
  • Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора. Вам очень важно знать профессионально важные качества той профессии, которую Вы выбираете, и сопоставить их с Вашими способностями и особенностями. Например, человек, выбравший профессию адвоката, может испытывать неудовлетворение и тяжелое чувство, будучи вынужденным регулярно общаться с людьми, ему несимпатичными;
  • Подчинение давлению родителей или других родственников. Учитывая мнение более опытных взрослых, желающих Вам добра, нужно помнить, что всё-таки это Ваша жизнь, а не мамина, папина, дядина и т.д;
  • «Черно-белый» вариант представлений о сущности профессионального труда. Очень часто бывает так, что если профессия нравится, то в ней всё кажется хорошим, и наоборот. Вы можете даже не задумываться о тех сторонах профессии, которые на первый взгляд не видны, могут составлять большую ее часть и вовсе не соответствовать Вашим интересам и способностям.

Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы:

  • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • Какие учебные предметы у вас любимые?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)
  • Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?
  • С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

                                              Профессиональная пригодность

Различают следующие степени профессиональной пригодности:
1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.
2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

3. Соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».
4. Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям»

ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ
ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ.
Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);

что он есть (знающий свои личностные и физические особенности); • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);

что от него потребует работа и трудовой коллектив.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ.
Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.
ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ.
Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ.
Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

                 ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

    В последние годы нередко можно прочитать в газетах о судебных исках, которые изуродованные клиенты предъявляют своим пластическим хирургам; родственники умерших пациентов – лечащим врачам. Падают самолеты, теплоходы не могут разъехаться в открытом море, солдаты и офицеры по ошибке убивают друг друга. Причина большинства техногенных катастроф – халатность и недостаточныйпрофессионализм.
     Что такое ошибка в выборе профессии, чем она вызвана и какова ее цена? Ошибка может быть вызвана отсутствием, недостатком или искажением информации.

     Младшие школьники хотят быть врачами, инженерами, милиционерами, продавцами, космонавтами, пограничниками, летчиками. В старших классах предпочтения меняются: круг выбираемых профессий сужается до 3—4 профессий, о содержании которых имеется смутное представление. Не последнюю роль в искажении выбора играют взрослые, формируя у детей предубеждения против некоторых профессий. Эти предубеждения стали складываться только после революции. Веками Россия славилась своими мастерами. В предпринимательской среде существовала особая иерархия. Предпринимателем 1-го ранга считался промышленник, то есть производитель продукции, а за ним шел купец (продавец этой продукции). Самую низшую ступень занимали банкиры, которых презрительно называли процентщиками и ростовщиками.
    Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии – выбор из соображений «престижа». «Престиж» – понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил К.С.Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.
     Нередко молодые люди, повинуясь стадному инстинкту, выбирают профессию “за компанию”, не думая о том, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания для пикника.
   Выбор профессии не ставит крест на других ваших интересах. Выдающийся окулист В.П. Филатов мог стать известным художником, а профессию врача выбрал потому, что она показалась ему более нужной людям. Музыканты знают А.П.Бородина как выдающегося музыканта, а ученые - как великого химика. Юная англичанка по имени Маргарет решила стать химиком, закончила Оксфордский университет и даже устроилась на завод по изготовлению пластмасс. Но вскоре поняла, что ошиблась в выборе профессии, и круто изменила свою жизнь. Не став великим химиком, Маргарет Тетчер стала великим политиком.

    Если мы думаем, что все проблемы можем решать с помощью психолога, то мы заблуждаемся. Каждый сам выбирает свою профессию. Никто не в состоянии решить вместо нас эту проблему, ни психологи, ни родители.
Но правильный выбор профессии – еще не все. Если человек не развивается, может наступить профессиональная деформация – явление, заметное только со стороны. Учитель, у которого потребность учить и оценивать становится второй натурой; военный, который даже дома не может избавиться от командного голоса и привычки всех строить; врач, воспринимающий всех людей как своих потенциальных клиентов и мысленно ставящий всем диагноз – наверняка вы можете вспомнить взрослых, профессию которых можно определить по их поведению. Смена профессиональной деятельности помогает избежать профессиональной деформации. На протяжении жизни человек может несколько раз менять профессию. Иногда хобби превращается в профессию, а профессия становится хобби.
    Какую цену вы готовы заплатить за свой выбор? Некоторые профессии вредны для здоровья. Есть профессии, трудно совместимые с семейной жизнью. Летчики, космонавты,пожарные, работают в условиях высокой степени риска. Есть люди, для которых риск является жизненной потребностью. Эти люди стремятся к опасности и находят в ней радость и смысл жизни. Но этого недостаточно. Способность принимать решения в критических ситуациях, развитая интуиция с опорой на знания и навыки, быстрота реакции, безупречное здоровье, отличная спортивная форма – вот основные требования экстремальных профессий.
Но рисковать можно не только своей жизнью и здоровьем. По-своему опасны профессии и учителя, и судьи, и врача. Выбирая профессию, важно осознавать степень риска и ответственности.
     Правильный выбор профессии – это выбор с учетом своих реальных возможностей и ограничений.

Методы саморегуляции в острой стрессовой ситуации

1.Противострессовое дыхание

Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения. При каждом выдохе говорите себе: «Я успокаиваюсь…», «Медленный выдох успокаивает меня…» или что-то другое, что Вам необходимо! Помните, что противострессовое дыхание - главная составляющая психоэмоционального равновесия.

2.Минутная релаксация

Расслабьте уголки рта, мышцы лба. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить 'язык лица и тела' путем расслабления мышц и глубокого дыхания (с особенно продолжительным выдохом).

3.Инвентаризация

Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Медленно, не торопясь, мысленно найдите в помещении, в котором Вы находитесь 7 синих (любой другой цвет) предметов, 'переберите' все предметы один за другим. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой 'инвентаризации'. Говорите мысленно самому себе: Синие занавески, синяя ваза для цветов' и т. д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

4.Смена обстановки

Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Представить себя в приятной обстановке – на природе, дома, в каком-нибудь месте, которое вызывает у Вас приятные воспоминания.

5.Отвлечение

Займитесь какой-нибудь физической деятельностью (быстро пройтись, по приседать, побегать и т.п.). Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации исполняет роль громоотвода, - помогает отвлечься от внутреннего напряжения, 'спустить пар'.

6.Музыка

Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней и только на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация  на чем-то одном способствуем полной релаксации (расслаблению), вызывает положительные эмоции.

7.Общение

Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется 'здесь и сейчас' и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

8.Вода

Найдите возможность смочить лоб, виски, руки холодной водой. Выпейте стакан воды: медленно, как бы сосредоточенно пейте воду, сконцентрировав внимание на своих ощущениях. Если есть возможность можно принять контрастный душ или ванну.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.