Новости проекта
Образовательная платформа ЭФФОР
С окончанием учебного года!
Голосование
Что вы предпринимаете, чтобы сохранить окружающую среду?
Всего 102 человека

В помощь педагогам

Дата: 22 декабря 2017 в 18:10, Обновлено 14 января в 15:15
Автор: Муха Н. Б.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА МОЛОДЫМ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ

Рекомендации педагога-психолога

Рекомендации педагога социального


Синдром эмоционального выгорания

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА МОЛОДЫМ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ

Стратегия и тактика учителя в общении с ребенком,
демонстрирующем плохое поведение

 
 
1. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика.
   Ведя разговор об агрессивном поступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось. Это - правило "здесь и сейчас". Обсуждая с учеником его поступок или выбирая способ вмешательства, говорите только о том, что произошло только что. Обращение к прошлому или будущему ученика, наведет его на мысль, что его агрессия - что-то неизбежное и неисправимое. А тогда зачем пробовать вести себя по-другому? Взрослый должен быть твердым, но доброжелательным в отношении ученика. Если мы проявим недоброжелательность, у ребенка может возникнуть желание защищаться и у ребенка может пропасть интерес к дальнейшему общению с нами. Это правило может быть выражено таким девизом: "Твой агрессивный поступок должен быть сейчас же прекращен, но я все еще с симпатией отношусь к тебе!"
 
2. Обращайте внимание на свои негативные эмоции.
  Когда ученик демонстрирует агрессивное поведение, наши ответные эмоции очень негативны. Это может быть гнев, возмущение, страх, беспомощность. Во власти таких эмоций мы не можем ни мыслить здраво, ни действовать логически. Хуже того, всем своим видом, тоном, мимикой мы подтверждаем решение ученика вести себя агрессивно, даем ему очевидное оправдание. Наш гнев - это то, чего добивается агрессивный ученик.
 
3. Не усиливайте напряжение ситуации.
 Взрослому никогда не надо делать или говорить того, что может усилить напряжение ситуации как для ученика, так и для нас самих. Мы ошибаемся, когда в ответ на агрессивную выходку ученика:

·  повышаем голос

·  произносим фразу типа: "Учитель здесь пока еще я"

·  начинаем кричать

·  используем такие позы и жесты, которые "давят": сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор "сквозь зубы"

·  используем сарказм

·  обращаемся к оценке характера ученика

·  втягиваем в конфликт других учеников, не причастных к нему

·  настаиваем на своей правоте

·  читаем проповеди

·  оправдываемся, защищаемся или дает "взятку"

·  делаем обобщения типа "Вы все одинаковые"

·  делаем необоснованные изобличения

·  передразниваем учеников

·  командуем, требуем, давим

·  сравниваем одного ученика с другим
 
4. Обсудите агрессивный поступок ученика позже.
  В тот момент, когда оба - и учитель, и - ученик возбуждены едва ли взаимодействие будет конструктивным. Когда же производить обсуждение агрессивного поступка ребенка? Может быть через час, а может быть и на следующий день, в зависимости от самочувствия ребенка и взрослого.

5. Позвольте ученику "сохранить лицо".

  Настаивая на немедленном прекращении агрессии, мы, как правило, навязываем свой способ выхода из негативной ситуации. Однако, это может спровоцировать новый виток агрессии, еще худший, чем первый.
Учащиеся, прежде, чем прекратить агрессивный поступок, могут использовать следующие способы "сохранить сое лицо":

·  "тянут" несколько секунд, прежде чем согласиться

·  строят гримасы, выполняя нашу просьбу

·  исполняют какой-то жест, свидетельствующий о неуважении

·  еще раз-другой повторяют то, что мы просим прекратить делать, и только потом перестают

·  перед тем, как подчиниться и прекратить агрессивное действие, говорят что-то типа "не буду, не хочу", чтобы последнее слово осталось за ними.
Однако, как правило, после демонстрации своей "независимости", они прекращают свои негативные действия.
 
6. Применяйте техники слушания.
 В зависимости от ситуации может подойти как техника "активного слушания", так и техника "пассивного слушания" ребенка.
Тактика активного слушания:

·  заинтересованное отношение к ребенку

·  уточняющие вопросы

·  парафраз по типу: "Правильно ли я понял, что …… ?"

·  получение ответа на свой вопрос. Однако если ребенок находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения, аффекта, он не контролирует свои слова и не понимает что он говорит. Поэтому отражать ему его чувства - дело совершенно бессмысленное, дайте ему просто высказаться, применяя технику "пассивного слушания", дойдя до высшей точки накала, негативные эмоции ребенка начнут спадать.
Техника пассивного слушания:

·  Угу-реакция

·  Во время пауз задавайте уточняющие вопросы, чтобы разговор не прерывался

·  Эхо-реакция (повторение последнего слова речи ребенка)
 
7. Применяйте технику "Я-высказывания".
  "Я-высказывание" - это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженных ситуациях, это конструктивная альтернатива "ты-высказыванию", которое традиционно используется в конфликтах через выражение негативной оценки в адрес ребенка.
 Схема Я-высказывания:
1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение:

·  Когда я вижу, что ты …..

·  Когда это происходит ….

·  Когда я сталкиваюсь с тем, что ….
2. Точное называние своего чувства в ситуации напряжения:

·  Я чувствую….(беспомощность, горечь, недоумение и т.д.)

·  Я не знаю, как реагировать ….

·  У меня возникает проблема ……
3. Называние причин:

·  Потому что …..

·  В связи с тем, что …..
 
8. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.
 Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем себе вести себя агрессивно, эмоциям брать верх над разумом, то они позволяют себе это.


Синдром эмоционального выгорания.

Среди важнейших причин, вызывающих синдром выгорания, выделяют:

  •  монотонность работы, особенно если её смысл кажется сомнительным;
  •  вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
  •  строгую регламентацию времени работы, особенно при нереальных сроках её исполнения;
  •  работу с «немотивированными» людьми;

В настоящее время выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания:

  • физические симптомы ( усталость, физическое утомление, бессонница, повышение артериального давления и др.)
  • эмоциональные симптомы ( недостаток эмоций, пессимизм, безразличие, усталость, ощущение беспомощности и безнадёжности, агрессивность, раздражительность, тревога, истерики, чувство одиночества)
  •  поведенческие симптомы ( рабочее время увеличивается, во время работы появляется усталость и желание отдохнуть, безразличие к еде, употребление табака, алкоголя, лекарств)
  •  интеллектуальное истощение ( падение интереса к новым теориям и идеям в работе, формальное отношение к профессиональным обязанностям, апатия, снижение вкуса и интереса к жизни)
  • социальные симптомы ( низкая социальная активность, падение интереса к досугу, социальные контакты ограничиваются работой, ощущение изоляции, недостаток поддержки со стороны друзей, коллег, семьи)

Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием?

  1. Относитесь к жизни позитивно. Помните психологическое правило: если можешь изменить ситуацию – измени её, не можешь – измени своё отношение к ней.
  2. Ведите разумный образ жизни. Помните психологическое правило: не можешь жить напряженнее – начинай жить умнее.
  3. Будь внимательнее к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  4. Почаще прислушивайся к своему внутреннему голосу. Он подскажет, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.
  5. Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.
  6. Высыпайтесь! Если режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом кругу – стресс провоцирует бессонницу, а бессонница ещё больше усиливает стресс.
  7. Любите себя или старайтесь себе нравится.
  8. Подбирайте дело по себе, сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам поверить в свои силы, обрести себя.
  9. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  10. Перестаньте жить жизнью других. Живите своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  11. Находите время для себя. Помните: вы имеете право не только на работу, но и на частную жизнь.
  12. У вас нет хобби? Обязательно найдите себе занятие по душе. Запишитесь на какие-нибудь курсы, не связанные с вашей профессиональной деятельностью.
  13. Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте причёску, ходите на работу другим маршрутом…Тогда стресс будет приставать к вам реже.
  14. Умейте отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
  15. Учитесь трезво оценивать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
  16. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
  17. Научитесь жить с юмором. Юмор – соль жизни. Кто лучше просолен, дольше живёт (К. Чапек). Юмористическое отношение к событию несовместимо с повышенной тревожностью по поводу его влияния на нашу жизнь. Поэтому смех и защищает нас от чрезмерного напряжения. Он освобождает от страха перед проблемой, которая начинает выглядеть простой и преодолимой. Человек начинает ощущать себя хозяином положения.
  18. Многие пытаются всюду успеть, сделать больше, чем в силах. Снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом ещё и переживать из-за этого.
  19. Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма, это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий. Помните психологическое правило: жизнь ритмична, спады чередуются с подъёмами.

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ с синдромом выгорания со стороны руководящего состава должна включать следующие моменты:

  • использование командных принципов работы персонала;
  • планирование мероприятий по профилактике синдрома выгорания;
  • регулярная учёба персонала;
  • использование системы поощрений персонала;
  • использование услуг супервизоров и тренеров по синдрому выгорания.
  • определяйте краткосрочные и долгосрочные цели;
  • используйте тайм-ауты;
  • овладевайте умениями и навыками саморегуляции;
  • уходите от ненужной конкуренции;
  • используйте свободное эмоциональное общение (неформальное);
  • поддерживайте хорошую физическую форму;
  • рассчитывайте и распределяйте нагрузки;
  • овладевайте умением переключаться на другие виды работы;
  • проще относитесь к конфликтам;
  • не стремитесь к первенству и превосходству во всём.

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

(Постановление Совета Министров Республики Беларусь

15 января 2019 г. N 22

«О признании детей находящимися в социально опасном положении»)

Критерии социально опасного положения

Показатели социально опасного положения

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи

родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста - от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста - от 3 до 6 лет, детей школьного возраста - от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста

родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара

родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью

родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения)

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления

в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности

3. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)

в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью 3 статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия

установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему

КоАП РБ. Статья 9.1: Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания

1. Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.

2. Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления, либо нарушение защитного предписания влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин или административный арест.

КоАП РБ. Статья 9.4: Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

КоАП РБ. Статья 17.1: Мелкое хулиганство

Оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

КоАП РБ. Статья 17.3:  Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения

1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.

2. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин.

3. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест.

КоАП РБ. Статья 17.4: Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение

Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

КоАП РБ. Статья 17.5: Занятие проституцией

1. Занятие проституцией влечет наложение штрафа в размере от шести до двадцати базовых величин или административный арест.

2. То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

КоАП РБ. Статья 17.8: Распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости

Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение или рекламирование‚ а равно публичная демонстрация кино- и видеофильмов или иных произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости, влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией указанных произведений, на индивидуального предпринимателя – от десяти до ста базовых величин с конфискацией указанных произведений, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин с конфискацией указанных произведений.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.