Новости проекта
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Научный семинар
Голосование
Что вы предпринимаете, чтобы сохранить окружающую среду?
Всего 39 человек

В помощь педагогам

Дата: 22 декабря 2017 в 18:10, Обновлено 17 мая 2018 в 11:31
Автор: Муха Н. Б.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА МОЛОДЫМ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ

Рекомендации педагога-психолога

Рекомендации педагога социального


Синдром эмоционального выгорания

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА МОЛОДЫМ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ

Стратегия и тактика учителя в общении с ребенком,
демонстрирующем плохое поведение

 
 
1. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика.
   Ведя разговор об агрессивном поступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось. Это - правило "здесь и сейчас". Обсуждая с учеником его поступок или выбирая способ вмешательства, говорите только о том, что произошло только что. Обращение к прошлому или будущему ученика, наведет его на мысль, что его агрессия - что-то неизбежное и неисправимое. А тогда зачем пробовать вести себя по-другому? Взрослый должен быть твердым, но доброжелательным в отношении ученика. Если мы проявим недоброжелательность, у ребенка может возникнуть желание защищаться и у ребенка может пропасть интерес к дальнейшему общению с нами. Это правило может быть выражено таким девизом: "Твой агрессивный поступок должен быть сейчас же прекращен, но я все еще с симпатией отношусь к тебе!"
 
2. Обращайте внимание на свои негативные эмоции.
  Когда ученик демонстрирует агрессивное поведение, наши ответные эмоции очень негативны. Это может быть гнев, возмущение, страх, беспомощность. Во власти таких эмоций мы не можем ни мыслить здраво, ни действовать логически. Хуже того, всем своим видом, тоном, мимикой мы подтверждаем решение ученика вести себя агрессивно, даем ему очевидное оправдание. Наш гнев - это то, чего добивается агрессивный ученик.
 
3. Не усиливайте напряжение ситуации.
 Взрослому никогда не надо делать или говорить того, что может усилить напряжение ситуации как для ученика, так и для нас самих. Мы ошибаемся, когда в ответ на агрессивную выходку ученика:

·  повышаем голос

·  произносим фразу типа: "Учитель здесь пока еще я"

·  начинаем кричать

·  используем такие позы и жесты, которые "давят": сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор "сквозь зубы"

·  используем сарказм

·  обращаемся к оценке характера ученика

·  втягиваем в конфликт других учеников, не причастных к нему

·  настаиваем на своей правоте

·  читаем проповеди

·  оправдываемся, защищаемся или дает "взятку"

·  делаем обобщения типа "Вы все одинаковые"

·  делаем необоснованные изобличения

·  передразниваем учеников

·  командуем, требуем, давим

·  сравниваем одного ученика с другим
 
4. Обсудите агрессивный поступок ученика позже.
  В тот момент, когда оба - и учитель, и - ученик возбуждены едва ли взаимодействие будет конструктивным. Когда же производить обсуждение агрессивного поступка ребенка? Может быть через час, а может быть и на следующий день, в зависимости от самочувствия ребенка и взрослого.

5. Позвольте ученику "сохранить лицо".

  Настаивая на немедленном прекращении агрессии, мы, как правило, навязываем свой способ выхода из негативной ситуации. Однако, это может спровоцировать новый виток агрессии, еще худший, чем первый.
Учащиеся, прежде, чем прекратить агрессивный поступок, могут использовать следующие способы "сохранить сое лицо":

·  "тянут" несколько секунд, прежде чем согласиться

·  строят гримасы, выполняя нашу просьбу

·  исполняют какой-то жест, свидетельствующий о неуважении

·  еще раз-другой повторяют то, что мы просим прекратить делать, и только потом перестают

·  перед тем, как подчиниться и прекратить агрессивное действие, говорят что-то типа "не буду, не хочу", чтобы последнее слово осталось за ними.
Однако, как правило, после демонстрации своей "независимости", они прекращают свои негативные действия.
 
6. Применяйте техники слушания.
 В зависимости от ситуации может подойти как техника "активного слушания", так и техника "пассивного слушания" ребенка.
Тактика активного слушания:

·  заинтересованное отношение к ребенку

·  уточняющие вопросы

·  парафраз по типу: "Правильно ли я понял, что …… ?"

·  получение ответа на свой вопрос. Однако если ребенок находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения, аффекта, он не контролирует свои слова и не понимает что он говорит. Поэтому отражать ему его чувства - дело совершенно бессмысленное, дайте ему просто высказаться, применяя технику "пассивного слушания", дойдя до высшей точки накала, негативные эмоции ребенка начнут спадать.
Техника пассивного слушания:

·  Угу-реакция

·  Во время пауз задавайте уточняющие вопросы, чтобы разговор не прерывался

·  Эхо-реакция (повторение последнего слова речи ребенка)
 
7. Применяйте технику "Я-высказывания".
  "Я-высказывание" - это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженных ситуациях, это конструктивная альтернатива "ты-высказыванию", которое традиционно используется в конфликтах через выражение негативной оценки в адрес ребенка.
 Схема Я-высказывания:
1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение:

·  Когда я вижу, что ты …..

·  Когда это происходит ….

·  Когда я сталкиваюсь с тем, что ….
2. Точное называние своего чувства в ситуации напряжения:

·  Я чувствую….(беспомощность, горечь, недоумение и т.д.)

·  Я не знаю, как реагировать ….

·  У меня возникает проблема ……
3. Называние причин:

·  Потому что …..

·  В связи с тем, что …..
 
8. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.
 Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем себе вести себя агрессивно, эмоциям брать верх над разумом, то они позволяют себе это.


Синдром эмоционального выгорания.

Среди важнейших причин, вызывающих синдром выгорания, выделяют:

  •  монотонность работы, особенно если её смысл кажется сомнительным;
  •  вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
  •  строгую регламентацию времени работы, особенно при нереальных сроках её исполнения;
  •  работу с «немотивированными» людьми;

В настоящее время выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания:

  • физические симптомы ( усталость, физическое утомление, бессонница, повышение артериального давления и др.)
  • эмоциональные симптомы ( недостаток эмоций, пессимизм, безразличие, усталость, ощущение беспомощности и безнадёжности, агрессивность, раздражительность, тревога, истерики, чувство одиночества)
  •  поведенческие симптомы ( рабочее время увеличивается, во время работы появляется усталость и желание отдохнуть, безразличие к еде, употребление табака, алкоголя, лекарств)
  •  интеллектуальное истощение ( падение интереса к новым теориям и идеям в работе, формальное отношение к профессиональным обязанностям, апатия, снижение вкуса и интереса к жизни)
  • социальные симптомы ( низкая социальная активность, падение интереса к досугу, социальные контакты ограничиваются работой, ощущение изоляции, недостаток поддержки со стороны друзей, коллег, семьи)

Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием?

  1. Относитесь к жизни позитивно. Помните психологическое правило: если можешь изменить ситуацию – измени её, не можешь – измени своё отношение к ней.
  2. Ведите разумный образ жизни. Помните психологическое правило: не можешь жить напряженнее – начинай жить умнее.
  3. Будь внимательнее к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  4. Почаще прислушивайся к своему внутреннему голосу. Он подскажет, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.
  5. Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.
  6. Высыпайтесь! Если режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом кругу – стресс провоцирует бессонницу, а бессонница ещё больше усиливает стресс.
  7. Любите себя или старайтесь себе нравится.
  8. Подбирайте дело по себе, сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам поверить в свои силы, обрести себя.
  9. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  10. Перестаньте жить жизнью других. Живите своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  11. Находите время для себя. Помните: вы имеете право не только на работу, но и на частную жизнь.
  12. У вас нет хобби? Обязательно найдите себе занятие по душе. Запишитесь на какие-нибудь курсы, не связанные с вашей профессиональной деятельностью.
  13. Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте причёску, ходите на работу другим маршрутом…Тогда стресс будет приставать к вам реже.
  14. Умейте отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
  15. Учитесь трезво оценивать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
  16. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
  17. Научитесь жить с юмором. Юмор – соль жизни. Кто лучше просолен, дольше живёт (К. Чапек). Юмористическое отношение к событию несовместимо с повышенной тревожностью по поводу его влияния на нашу жизнь. Поэтому смех и защищает нас от чрезмерного напряжения. Он освобождает от страха перед проблемой, которая начинает выглядеть простой и преодолимой. Человек начинает ощущать себя хозяином положения.
  18. Многие пытаются всюду успеть, сделать больше, чем в силах. Снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом ещё и переживать из-за этого.
  19. Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма, это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий. Помните психологическое правило: жизнь ритмична, спады чередуются с подъёмами.

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ с синдромом выгорания со стороны руководящего состава должна включать следующие моменты:

  • использование командных принципов работы персонала;
  • планирование мероприятий по профилактике синдрома выгорания;
  • регулярная учёба персонала;
  • использование системы поощрений персонала;
  • использование услуг супервизоров и тренеров по синдрому выгорания.
  • определяйте краткосрочные и долгосрочные цели;
  • используйте тайм-ауты;
  • овладевайте умениями и навыками саморегуляции;
  • уходите от ненужной конкуренции;
  • используйте свободное эмоциональное общение (неформальное);
  • поддерживайте хорошую физическую форму;
  • рассчитывайте и распределяйте нагрузки;
  • овладевайте умением переключаться на другие виды работы;
  • проще относитесь к конфликтам;
  • не стремитесь к первенству и превосходству во всём.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.