Новости проекта
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Научный семинар
Голосование
Что вы предпринимаете, чтобы сохранить окружающую среду?
Всего 39 человек

Инновационный проект

Дата: 8 сентября 2017 в 17:15, Обновлено 17 января в 12:25
Автор: Муха Н. Б.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Инновационный проект

«Внедрение модели Республиканского центра спортивной профориентации как компонента единого образовательного пространства в учреждениях образования»

Сроки реализации: 2017-2020 гг

Руководитель- консультант проекта:

Дворецкий Леонид Казимирович, канд.пед.наук, доцент

Место работы – доцент Института повышения квалификации и

переподготовки руководящих работников и специалистов физической

культуры, спорта и туризма

Моб.тел. (МТС) + 375 29 505 36 89

Раб. тел.     263 3689

E-mail: belsportdlk@mail.ru

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:

1. СШ № 4 г. Иваново (Брестской области)

2. СШ № 22 г. Бреста (Московский район)

3. СШ № 31 г. Бреста (Московский район)

4. Мазоловская СШ (Витебский район)

5. СШ № 16 г. Полоцка (Витебская область)

6.  СШ № 6 г. Могилева (Могилевская область)

7. СШ № 59 г. Гомеля (Центральный район)

8. СШ № 72 г. Гомеля (Железнодорожный район)

9. СШ № 60 г. Гомеля (Новобелицкий район)

10. СШ № 20 г. Борисова (Минская область)

11.Боровлянская СШ № 2 (Минский район)

12. СШ № 13 г. Слуцка (Минская область)

13. СШ № 3 г. Солигорска (Минская область)

14. СШ № 8 г. Солигорска (Минская область)

15.CШ 109 г. Минска (Заводской район)

16. СШ 120 г. Минска (Первомайский район)

17. СШ 130 г. Минска (Ленинский район)

18. СШ 194 г. Минска (Октябрьский район)

19. СШ 223 г. Минска (Партизанский район)

20. ЦДОДиМ «Контакт» г. Минска (Центральный район)

Сроки проведения инновационной деятельности

Данный проект рассчитан на 3 года, в период с 1 сентября 2017 по 25 мая 2020 года.

Цель проекта

создание и развитие системы непрерывной спортивной профориентации         посредством внедрения модели деятельности Республиканского центра спортивной профориентации как компонента единого образовательного пространства в учреждениях образования

Задачи исследования

  1. Обеспечить научно-методическое, организационно-методическое и информационное сопровождение модели Республиканского центра спортивной профориентации для массового использования инноваций в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
  2. Осуществить мониторинг качества знаний учащихся и педагогов учреждения образования по спортивной профориентации.
  3. Внедрить модель Республиканского центра спортивной профориентации в практику работы общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.
  4.  Внедрить в практику работы учреждений образования биометрическое тестирование с целью выдачи рекомендаций законным представителям детей об их врожденных способностях к различным видам спорта и профессиональной деятельности.
  5. Обобщить опыт инновационной деятельности и распространить его в учреждениях образования Республики Беларусь.Разработать и внедрить практические рекомендации.

Методы исследования

  1. Анализ и обобщение специальной литературы и документов.
  2. Анализ и обобщение передового опыта работы.
  3. Структурно-функциональный анализ.
  4. Метод экспертных оценок.
  5. Ретроспективный анализ.
  6. Педагогические методы исследования:

- педагогическое наблюдение;

- психолого-педагогическое тестирование;

- социально-педагогический эксперимент;

7. Биометрическое тестирование.

8. Анкетирование.

9. Математические методы исследования.

Сущность инновационной идеи

Внедрение компетентностно ориентированной модели Республиканского центра спортивной профориентации в практику работы учебных заведений Республики Беларусь позволит в дальнейшем совершенствовать систему непрерывной спортивной профориентации,  способствовать использованию эффективных методик, форм и технологий в едином образовательном пространстве, отвечать основным положениям Концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, а также повысит уровень и качество знаний учащихся общеобразовательных учреждений в области спортивной профориентации независимо от уровня их обучения, увеличит количество учащихся направленных в конкретные спортивные секции ДЮСШ (СДЮШОР) в зависимости от их врожденных способностей, повысит уровень профессиональных компетенций педагогов для выхода их на новый качественный уровень педагогического мастерства в области спортивной профориентации, окажет содействие в обобщении и распространении инновационной деятельности по спортивной профориентации в рамках учреждений образования Республики Беларусь. 

Обоснование использования в образовательном процессе учреждений образования результатов фундаментальных и прикладных научных     исследований

         Актуальность

Сегодня среди крупных социально-экономических и правовых проблем, требующих нового осмысления и практического решения, находятся вопросы профессиональной ориентации, в том числе и спортивной.

Результаты профориентационной деятельности в развитых странах позволяют утверждать, что хорошо организованная и проведенная профориентационная работа сокращает сроки и стоимость профобучения в 2,5 раза, повышает производительность труда на 20-30%.

В Республике Беларусь в настоящее время осуществляется деятельность по перестройке и активизации профориентационной работы.

В законодательстве закладываются организационно-правовые основы профориентации (Закон о занятости, Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь и др.).

Вместе с тем, проблеме учебно-профессиональной ориентации, в том числе и спортивной, которая осуществляется во время самого ответственного периода становления личности (в общеобразовательной школе) внимания уделяется еще недостаточно.

Однако, можно с уверенностью утверждать, что теоретические и практические основы профессиональной ориентации молодежи Республики Беларусь в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях разработаныеще недостаточно, особенно в области спортивной профориентации.

Исходя из вышеуказанного вполне очевидно, что данный проект является актуальным и весьма значимым для решения проблем системы образования Республики Беларусь.

Подтверждение результатов педагогической эффективности и

социально-экономической значимости, апробированных в ходе

экспериментальной деятельности фундаментальных и прикладных научных исследований

Предлагаемый инновационный проект опирается на международный опыт и результаты отечественных ученых исследований по данной проблематике.

Сегодня произошли существенные преобразования в социально-экономической и культурной жизни Республики Беларусь. В условиях рыночной экономики специалисты отрасли "Физическая культура и спорт" сталкиваются с проблемами конкурентоспособности и адаптации к условиям профессиональной деятельности.

Как показывает практика, для решения этой проблемы от специалиста требуется не только высокий профессионализм, но и много различных смежных навыков, большой набор хорошо развитых дополнительных способностей, разностороннее развитие.

Поэтому одним из важнейших требований рыночной экономики в спортивной профориентации, в подготовке и повышении квалификации специалистов области физкультуры и спорта является реализация компетентностного подхода.

Рассуждения об изменении роли профориентационной работы в наши дни отображены и в концептуальных положениях Н.С. Пряжникова, который связывает ее с компетенциями уже на школьной скамье. То есть, школа должна давать ученикам такие компетенции, с которыми они будут конкурентоспособными  и адаптированными к будущим вызовам на десятилетия вперед.

В условиях сегодняшнего дня, усиливается необходимость подготовки каждого ученика как самоопределяющейся личности к самостоятельному, осознанному и адекватному выбору профессии и построению своей будущей карьеры. Решение этой проблемы становится актуальной задачей и важнейшим условием не только совершенствования самой профориентационной работы в целом, но и созданием и развитием спортивной профориентации.

Этого можно достичь при перемещении акцентов в профориентационной работе от рекомендательных вариантов помощи к активизации самих школьников и формировании у них осознанного выбора профессии, в том числе и спортивной.

Современный этап общественного развития – это период смещения акцентов в системе ценностей и норм социального поведения. Надо понимать, что слово «информация» сегодня подразумевает включенность человека в коммуникации, а не обладание ресурсом знания. На сегодняшний день наиболее информированным человеком является не тот, кто больше «знает», а тот, кто активно участвует в большем числе коммуникаций.

Российская и европейская практика всовременных условиях показывает, что эффективное решение проблем подготовки учащихся к профессиональному самоопределению опирается на внедрение гибких, доступных моделей.

Расширение возможностей интернета создают предпосылки для внедрения спортивной профориентации и в нашу национальную систему образования.

Это позволит на практике стимулировать развитие коммуникативных и эмоциональных компетенций, визуальных и виртуальных компетенций, организаторских компетенций, сотрудничество в группах, содействовать развитию способностей критическому мышлению, конструктивным коммуникациям как важнейших условий конкурентоспособности и виртуальной мобильности личности.

Поэтому целевой аспект компетентностно-ориентированной модели Республиканского центра спортивной профориентации направлен на создание условий для развитиявиртуальной мобильности личности, ее конкурентоспособности и профессионально важных компетенций, востребованных многочисленными работодателями в нашей стране.

Данный проект, опирающийся на опыт экспериментальной деятельности учреждений образования и результаты профориентационной работы в условиях перехода Республики Беларусь к профильному обучению, направлен на освоение и реализацию модели спортивной профориентационной деятельности как на уроках, так и на факультативных занятиях, а также занятиях по интересам.

Сегодня остро встаёт вопрос профессионального самоопределения учащихся, решение которого возможно при условии использования эффективных форм, методов и технологий, особенно в ходе допрофильной подготовки и профильного обучения.

В спортивной практике уже более 15 лет используются генетические методы определения врожденных способностей детей к различным видам спорта в целях набора и отбора их в ДЮСШ (СДЮШОР). Наиболее распространенным, на сегодняшний день, среди таких методов является биометрическое экспресс-тестирование (по отпечаткам пальцев рук), которое опирается на науку дерматоглифика.

Отсутствие опыта организации спортивной профориентационной работы с учащимися в Республике Беларусь, как компонента образования в учебных заведениях, делает актуальным внедрение разработанного инновационного проекта на тему «Внедрение модели Республиканского центра спортивной профориентации для создания единого образовательного пространства в учреждениях образования».

Ожидаемые результаты:

Внедрение модели РЦСПО:

будет отвечать основным положениям Концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь;

способствовать использованию наиболее эффективных методик, форм и технологий в едином образовательном пространстве;

позволит совершенствовать систему непрерывной спортивной профориентации;

повысит уровень и качество знаний учащихся общеобразовательных учреждений в области спортивной профориентации независимо от уровня их обучения;

повысит количество учащихся направленных в конкретные спортивные секции ДЮСШ (СДЮШОР) в зависимости от их врожденных способностей к определенным видам спорта;

повысит уровень профессиональных компетенций педагогов для выхода их на новый качественный уровень педагогического мастерства в области спортивной профориентации;

окажет содействие в обобщении и распространении инновационной деятельности по спортивной профориентации в рамках учреждений образования Республики Беларусь.

В ходе реализации инновационного проекта дополнительно будут принимать участие: заместитель директора по воспитательной работе (организация воспитательного процесса), учителя начальных классов и классные руководители средних и старших классов, библиотекарь, руководитель научного общества.

Для повышения эффективности инновационной деятельности будет организована работа творческих групп учителей начальных классов; повышение квалификации педагогических кадров, взаимодействие со специалистами методических служб и научными работниками учреждений образования: Минский городской институт развития образования (МГИРО), Институт повышения и переподготовки кадров (ИППК) в области физической культуры, спорта и туризма БГУФК, областными институтами развития образования.

Материально-техническая база учреждения образования, осуществляющего инновационную деятельность, соответствует существующим нормативам.

Для успешной реализации инновационного проекта будет осуществляться пополнение библиотечного фонда, обеспечено обновление компьютерных программ, возможность пользования удаленными информационными ресурсами (доступ в Интернет).

Основные направления спортивной профориентации в учреждениях

общего среднего образования:

         - реализация идей разноуровневого обучения, факультативных занятий и занятий в объединениях по интересам;

         - формирование у обучающихся позитивного отношения к спортивным профессиям и желания ее получить;

         - организация общественно полезного труда и трудовой (производственной) практики;

         - взаимодействие с организациями и учебными заведениями различного уровня отрасли «Физическая культура и спорт»;

         - установление и реализация взаимосвязи учебного предмета с профессиональной средой;

         - комплексная спортивная профориентационная поддержка взросления обучающихся;

         - использование современных информационно-коммуникационных технологий, в т.ч. проведение on-line консультаций, конференций;

         - проведение мероприятий спортивной профориентации во внеучебное время;

         - спортивная профориентационная работа с законными представителями обучающихся;

         - оформление в учреждениях общего среднего образования (уголка) стенда спортивной профориентации.

         Необходимым условием в спортивной профориентационной работе является сотрудничество учреждений общего среднего образования с профильными учреждениями среднего специального и высшего образования, региональными органами по труду, занятости и социальной защите.

Основные спортивные специальности:

  1. Тренер по виду спорта (52 олимпийских вида спорта и 46 неолимпийских видов в Республике  Беларусь).
  2. Судья по виду спорта (-\-\-\-\-).
  3. Инструктор физической культуры.
  4. Менеджер по спорту.
  5. Спортивный психолог.
  6. Режиссер спортивно-массовых мероприятий.
  7. Спортивный массажист.
  8.  Инструктор по туризму.
  9.  Менеджер по туризму.
  10.  Спортивный переводчик.
  11.  Инструктор оздоровительной физической культуры (ОФК).
  12.  Инструктор адаптивной физической культуры (АФК).
  13.  Спортивный комментатор.
  14.  Спортивный журналист (радио, телевидение).
  15.  Спортивный социолог.
  16.  Спортивный исследователь (научный сотрудник).
  17. Руководитель школьного коллектива физкультуры (КФК).
  18. Физкультурный организатор (физорг).
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.